ГОД ЭКОЛОГИИ В РОССИИ
ЧЕРЕЗ КНИГУ В МИР ПРИРОДЫ
С самого детства нас учат тому, что природу нужно любить и беречь, стараться сохранить ее ценности, которые так необходимы человеку. И среди множества великих русских писателей, затрагивавших в своих произведениях тему природы, один все же выделяется на общем фоне. Речь идет о Михаиле Михайловиче Пришвине, которого называли «старичком-лесовичком» отечественной литературы. Любовь к этому писателю возникает еще в младших классах, и многие проносят в течение всей жизни.
Едва только начинаешь читать произведения Михаила Пришвина, сразу же начинаешь понимать их особенности. В них нет каких-то политических подтекстов, которые так любили его современники, нет ярких заявлений и призывов обществу. Все произведения отличаются тем, что их основная ценность – человек и окружающий мир: природа, быт, животные. И эти художественные ценности писатель старается передать своему читателю, чтобы тот понял, насколько важно единство с природой.
Однажды Пришвин сказал: «…пишу о природе, сам же только о людях и думаю». Эту фразу можно смело назвать системообразующей в его рассказах, потому как в них мы видим открытого и думающего человека, с чистым сердцем рассуждающего об истинных ценностях.
Несмотря на то, что Пришвин пережил несколько войн и революцию, он не переставал восхвалять человека за его стремление познать жизнь со всех сторон. Конечно, любовь к природе стоит особняком, ведь в его произведениях разговаривают не только люди, но и деревья, животные. Все они помогают человеку, и такая помощь является взаимной, что подчеркивает единство.
На выставке представлены произведения: «Курымушка», «Лесной хозяин», «Кладовая солнца», «Глаза земли», «Моим молодым друзьям», «Лесная капель», «Золотой луг», «Кащеева цепь» и др.
ПРОДВИЖЕНИЕ КНИГИ И ЧТЕНИЯ "Русские писатели об экологии"
Книжная выставка "Русские писатели об экологии"
- Б. Васильев "Не стреляйте белых лебедей". Роман занимает особое место в творчестве Бориса Васильева, писателя-фронтовика, знаменитого своей пронзительной и честной прозой о войне. Это произведение, которое некоторые критики упрекали в излишнем сентиментализме.
- Ч. Айтматов "Плаха. Этот роман — один из самых известных у Айтматова — повествует о самом важном: о том, как тесно человеку на планете, как одиноко ему среди толпы и как печальна и вместе с тем несказанно прекрасна его судьба.
- Л. Леонов "Русский лес. Роман подводит итоги одной эпохе и приоткрывает другую, он предоставляет читателю поэтический обзор полувекового исторического пространства и заключал в себе взрывчатый клубок злободневнейших вопросов современности; они осмыслялись писателем в соотношении с далекой временной перспективой прошлого, но обращены были в будущее. "Русский лес" - явление сложное, требующее от читателя известной подготовки, обязывающее его к умственному напряжению, но и вознаграждающее глубиной поэтического своего содержания. "Русский лес" - шестой по счету роман Леонова.
- А. Чехов "Дядя Ваня".
- И. Бунин "Легкое дыхание"
- М. Пришвин "В краю непуганных птиц" В издание вошли повесть "В краю непуганых птиц" - это первая книга писателя, вышедшая в 1905 году, в основе которой лежат впечатления от европейского Севера (Олонец, Карелия, Норвегия) и первая часть романа "Царь природы", которая называется "Падун".
- В. Астафьев "Царь-рыба". Повествование в рассказах "Царь-рыба" - одно из наиболее значительных произведений В.П.Астафьева. В центре повествования - люди сложной судьбы, живущие в борьбе с суровой природой, гибельное разрушение природы человеком и ответное разрушение самой человеческой личности. Прохождение публикаций "Царь-рыбы" было мучительным для автора, поскольку текст подвергался жесточайшей цензуре. Вплоть до 1990-х годов книга многократно издавалась, и даже в таком искаженном виде заслужила любовь читателей. В 1978 году за "Царь-рыбу" Астафьев был удостоен Государственной премии в области литературы и искусства. В настоящем издании публикуется последняя прижизненная версия книги без цензурных изъятий. Иллюстрации созданы петербургским художником Олегом Михайловым по заказу издательства "Вита Нова". Художественная интерпретация астафьевского текста оказалась столь убедительной в том числе потому, что иллюстратор отразил в своих работах впечатления от поездок в Сибирь, на родину Астафьева. http://www.ozon.ru/context/detail/id/20313362/
- В. Распутин. В повестях известного советского писателя Валентина Распутина говорится о людях сибирской деревни, показываются самобытные характеры, сформированные вековечными народными традициями и глубокой любовью к родной земле, к своему краю. При строительстве гидроэлектростанций на Ангаре некоторые деревни ушли под воду образовавшегося залива. Вот и Матёра остров, на котором располагалась деревня с таким же названием, деревня, которая простояла на этом месте триста лет,љ должна уйти под воду. Неимоверно тяжело расставаться с родным кровом жителям деревни, особенно Дарье, 'самой старой из старух'. С тончайшим психологизмом описаны автором переживания людей, лишенных ради грядущего прогресса своих корней, а значит, лишенных и жизненной силы, которую придает человеку его родная земля. Прощание со старой деревней, жизнь в новой в такие переломные для человеческого сознания моменты и раскрываются его нравственные качества.
|